Mebelgeometry.ru

Мебельная геометрия
152 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефекты и повреждения железобетонных конструкций

Дефекты бетона и способы их устранения

Сразу после окончания строительства или в ходе эксплуатации зданий и сооружений в бетонных конструкциях могут быть обнаружены дефекты, влияющие на их надежность и прочность. К основным видам дефектных повреждений и признакам брака при производстве работ относят:

  • гравелистую неровную поверхность;
  • образование полостей;
  • наличие поверхностных раковин;
  • пустоты в сделанной монолитнойконструкции;
  • образование трещин.

Правильное определение вида имеющихся недостатков может быть произведено только после качественной очистки дефектируемого участка и его внимательного осмотра. Разработка мероприятий по исправлению дефектов может происходить только при согласовании с организацией выполнившей проект и представителем строительного контроля со стороны заказчика.

Контроль качества бетона и наличие дефектов проводится согласно ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинг технического состояния».

Стоит отметить что все дефекты, согласно выше упомянутым правилам, условно можно разделить на 2 категории:

  • значительные — это дефекты, которые существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики строительной продукции и ее долговечность. Они подлежат устранению до скрытия их последующими работами;
  • критические — при их наличии здание, сооружение, или отдельные части непригодны. В этом случаи дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации. Данные дефекты подлежат полному устранению до начала последующих работ или с приостановкой всех начатых работ.

Неровности с выступающим щебневым наполнителем

Этот вид дефектов характеризуется гравелистой поверхностью бетонной конструкции с выступающими краями частиц щебня. При наличии такого недостатка выполнение отделочных работ, нанесение гидравлической и тепловой изоляции может быть сильно затруднено. Такая поверхность в большинстве случаев образуется при использовании некачественной или бракованной опалубки.

Устранение. Исправление производят путем нанесения цементно-песчаного штукатурного слоя необходимой толщины, что приводит к увеличению расходов на строительство.

Полости на поверхности

Обычно образуются при нарушении технологии приготовления бетонной смеси с повышенным содержанием воды и недостаточно качественного уплотнения с использованием вибрационного инструмента. Для устранения дефектов поверхность промывают водой, полости зачищают металлическими щетками и заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 1:2 на основе портландцемента марки М400 или 500.

Наличие поверхностных раковин

Могут появиться при некачественном уплотнении заливаемой смеси, высокой жесткости материала после длительной транспортировки, расслоения бетона до начала процесса заливки и при забрасывании его в опалубочную конструкцию с недопустимой высоты. Наиболее часто подобный брак образуется в наиболее насыщенных арматурой местах или с недостаточно свободным доступом. Для определения способа устранения дефектных мест необходимо учесть их количество и величину.

Для устранения имеющихся образований в нагруженных опорных элементах их предварительно очищают металлической щеткой и промывают струей воды. Подготовленные таким образом участки заполняют раствором или бетонной смесью в зависимости от размеров дефектных мест. Материал для устранения приготавливается на основе портландцемента с маркой не ниже М400. Его делают в небольших количествах на месте выполнения работ.

Марка бетонной смеси для устранения дефектов должна быть на позицию выше, чем у материала ремонтируемой конструкции. Это обеспечит хорошее сцепление и повышенную прочность ремонтируемых мест. В том случае, когда при осмотре железобетонного элемента обнаружены раковины проходящие насквозь, то устанавливается охватывающая накладка, а подача раствора или бетонной смеси осуществляется по трубке. Для каждой сквозной раковины необходимо установить не менее двух таких трубок для возможности подачи материала с обеих сторон.

Наличие пустот внутри монолита

Считается самым серьезным видом дефектов в бетонных элементах, вызванных как не правильно приготовленной смесью, так и нарушение технологии заливки. Невидимые с внешней стороны пустоты значительно ослабляют конструкцию и в самом плохом случае могут привести к ее разрушению. Поэтому при выявлении подобных дефектов их устранение должно производиться незамедлительно.

Однако отличительной особенностью недостатков такого типа является отсутствие из проявления на поверхности. А ведь иногда пустоты могут быть довольно больших размеров. Чаще всего они образуются в местах непрохождения бетонной смеси при заливке отдельных участков. При этом может оголяться арматура и нарушаться монолитность конструкции.

Для устранения дефекта с поверхности скалывается слой бетона до достижения пустотного образования. У места бетонирования устанавливается временный щит опалубки с оставленным в верхней части отверстием. Внутрь по трубке закачивается бетонная смесь со щебеночным наполнителем мелкой фракции не более 20 мм. Качество приготовления бетона и его уплотнение контролируется производителем работ и представителем технического надзора заказчика.

Видимые трещины на поверхности

Наиболее распространенными условиями для появления таких дефектных участков являются:

  • нарушение требуемых соотношений компонентов при приготовлении бетона;
  • превышение допустимых нагрузок на строительную конструкцию;
  • активное воздействие коррозии на стальную арматуру;
  • нарушение установленной технологии при выполнении укладки смеси.

Выбор способа заделки трещин зависит от их размеров по длине и ширине, направления и дальнейшего развития, а также некоторых других факторов. Наиболее эффективным методом считается очистка с последующим заполнением специальным расширяющимся ремонтным составом, который подают под давлением.

В заключение

Наличие дефектов в бетонных конструкциях не допускает продолжения выполнения работ и не может считаться нормальным для продолжения эксплуатации здания или сооружения. Непринятие мер по выявлению причин и устранению дефектов в большинстве случаев приводит к ухудшению ситуации и большим материальным затратам.

Свести возможность проявления недостатков к минимуму позволяет проведение своевременного технического надзора за выполнением строительных работ. Контроль над техническим состоянием конструкций существующих зданий и сооружений осуществляет смотритель, назначенный приказом по предприятию владельцу. Осмотр должен проводиться в соответствии с разработанной инструкцией не реже двух раз в год.

Монолитный железобетон: дефекты бетонных конструкций

В процессе создания сооружений из монолитного бетона, материал подвергается разнородным воздействиям, в результате чего появляются дефекты. Некоторые из этих повреждений не несут никакой опасности для целостности строительных конструкций, однако есть и такие, которые могут существенно сократить срок службы монолитного дома, фундамента или подземного сооружения. Стоит разобраться, какие дефекты бетонных конструкций бывают и как их устранить.

Характерные дефекты монолитных бетонных конструкций

К самым распространенным дефектам относят следующие:

  • Выступы на поверхности. Они возникают, если при изготовлении монолитного железобетонного фундамента или другой конструкции используют низкокачественную опалубку или монтируют ее с нарушением технологии.
  • Бетонные наплывы. Появление таких дефектов связано с применением негерметичной опалубки.
  • Малая толщина защитного слоя. Причина – ошибки в установке или смещение опалубки в период застывания материала.
  • Раковины на поверхности. Возникают из-за воды, пузырьков воздуха или недостаточного уплотнения смеси.
  • Щербины. Это признак расслоения бетонной смеси. Оно может появиться, если при приготовлении раствора не соблюдены пропорции.
  • Полости. Дефект возникает из-за плохой подготовки основания или преждевременного схватывания слоя материала, который был уложен до этого.
  • Трещины. Появляются из-за усадки свежеуложенного бетона, а также в процессе строительства.

Классификация степени повреждения бетона

В зависимости от степени повреждения дефекты делят на три группы:

I группа. Дефекты незначительные. Их можно устранить при ремонте, в процессе гидроизоляции бетона или для профилактики, чтобы они не увеличились с течением времени.

II группа. Ко второй группе относят дефекты, влияющие на прочность строительных конструкций.

III группа. Дефекты этого типа нужно устранять сразу же после обнаружения. Они снижают несущую способность и ухудшают гидроизоляцию подземных сооружений (подвалов, паркингов), монолитных фундаментов. Чтобы их устранить, нередко прибегают к инъектированию бетона с целью повышения его прочности.

Технологии устранения дефектов

Небольшие дефекты заделывают с помощью штукатурных растворов. Сквозные отверстия и серьезные повреждения ремонтируют обетонированием или инъекционными составами. Если площадь повреждений слишком велика для ремонта вручную, используют метод торкретирования, благодаря которому можно создать плотный защитный слой на поверхности конструкции.

Для устранения дефектов и гидроизоляции стен из бетона, фундаментов применяют инъекционные или проникающие составы. Они изменяют структуру бетона, повышают прочностные характеристики и предотвращают дальнейшее разрушение материала. После обработки получаются мощные гидробарьеры, которые предупреждают впитывание влаги в поры бетона и ее проникновение к элементам арматуры.

Читать еще:  Заливка стен пенобетоном

Посмотрите фото работ по гидроизоляции компании «КД Дельта» и позвоните в офис для оформления заявки на вызов инженера. Это бесплатная услуга. Специалист прибудет на объект, осмотрит его, разработает проект и рассчитает цену гидроизоляции и восстановления бетона. Вас устроит качество и стоимость услуг. Обращайтесь!

Типы повреждений

Виды дефектовОсобенностиПричина возникновенияМетод устранения
ТрещиныРазличаются по толщине, извилистостиНарушение технологии заливкиИнъектирование, но может подбираться по ситуации
Неправильное соотношение компонентов
Коррозия арматуры
Ошибки при расчете нагрузок на бетонную конструкцию и др.
Гравелистая поверхностьКогда наполнитель бетона (щебень, гравий и т. п.) образует ребристую наружностьОпалубка низкого качества, плохо отремонтированная или пришедшая в негодностьПоверхность очищается металлической щеткой, а затем штукатурится цементно-песчаным раствором (1:2)
РаковиныРасслоение бетона при транспортировке либо на этапе заливкиНеравномерная плотность раствора бетонной смеси.Дефектные части зачищаются и заливаются более крепким бетоном.
Полости на бетонной поверхностиНеправильный замес раствора либо некачественная заливкаПесчано-цементным раствором происходит сглаживание наружности.
Пустоты в бетонной конструкции.Самый опасный дефект, из-за которого возможен обвал сооруженияПоявляются вследствие непроходимости бетонной смеси в конкретной части заливкиРазрыхления очищаются и скрупулезно промываются водой, собирается навесная опалубка и заполняется свежим бетоном
Полости образовывают просвечивающие отверстия, оголяют арматуру

Дефекты ЖБИ и конструкций

Строительные конструкции, полученные монолитным бетонированием, или изготовленные по сборно-монолитной технологии, должны соответствовать требованиям нормативной документации. Нарушение технологий их производства, монтажа, а также несоблюдение запланированных условий эксплуатации приводит к появлению дефектов бетонных и железобетонных изделий и конструкций. Они могут стать причиной сокращения срока эксплуатации и возникновения аварийных ситуаций.

Значительными называют дефекты, которые негативно влияют на эксплуатационные свойства строительных объектов и их долговечность. Перед проведением работ, скрывающих дефекты, такие недостатки необходимо устранить, поскольку в дальнейшем они могут перейти в категорию критических.

Критическими называют дефекты, которые приводят к функциональной непригодности части строительного объекта или здания в целом. Такие недостатки необходимо устранить немедленно. Если уже были начаты работы, в результате которых недостатки будут скрыты, их необходимо остановить.

Основные типы дефектов бетона и причины их возникновения

Дефекты бетонных и железобетонных конструкций могут быть поверхностными или внутренними.

Гравелистая поверхность

Проявляется в выпирании граней щебня из бетонной поверхности. Такой недостаток очень усложняет проведение отделочных работ. Причина его появления – опалубка, используемая без надлежащего ремонта множество раз. Для устранения неровностей поверхность очищают стальными щетками, промывают водяной струей под напором, обрабатывают штукатурным составом.

Полости на поверхности бетонного элемента

Возникают при нарушении правил техпроцессов приготовления бетонной смеси и ее укладки. Для устранения полостей поверхность очищают металлической щеткой, промывают водяной струей, затирают составом на основе цемента.

Раковины

Причины появления раковин в железобетонных конструкциях:

  • сбрасывание смеси на место укладки с большой высоты;
  • некачественное вибрирование бетона;
  • высокая жесткость пластичного продукта;
  • нарушение правил транспортировки готовой пластичной смеси, в основном – слишком длительная перевозка бетонного продукта, из-за которой начинается расслаивание продукта и его локальное схватывание.

Раковины часто появляются на участках, труднодоступных для вибраторов, в густоармированных местах. Способ устранения этого недостатка зависит от места расположения дефектов и их величины.

Пустоты в теле бетонного изделия или конструкции, в узлах сопряжения конструкций и зонах «холодных» швов

Пустоты больших размеров, образующиеся из-за некачественной укладки бетона, относятся к критическим дефектам, и могут стать причиной обрушения конструкции. Для устранения таких недостатков проводится комплекс сложных мероприятий, качество которых часто контролируется представителями служб технадзора.

Трещины

Существует несколько причин появления трещин, а именно:

  • нарушение дозировки компонентов бетонной смеси;
  • ошибки на стадии проектирования;
  • ошибки при проведении земляных работ;
  • отсутствие ухода за свежезалитыми ЖБ-элементами или нарушение правил ухода;
  • превышение расчетных нагрузок при эксплуатации.

Трещины с шириной раскрытия более 3 мм, расположенные вдоль армирующих стержней, развиваются из волосяных трещин в результате коррозии стальной арматуры. Для борьбы с подобным дефектом железобетонных конструкций применяют различные способы усиления конструкции, восстановление бетонного слоя над арматурой.

Уменьшение площадок опирания против проектных

В сборных железобетонных конструкциях этот дефект появляется из-за ошибок при производстве ЖБИ и их монтаже. Способ выявления брака – инструментальный. Способ ликвидации – мероприятия по усилению узла.

Избежать появления и развития дефектов, повысить качество бетонных и железобетонных конструкций позволяет многоступенчатый контроль, осуществляемый неразрушающими и разрушающими методами.

Щели в балках

Трещинам, возникшим в местах укладки балок, уделяют особое внимание. Упрощенное соединение стропильной конструкции грозит возможным защемлением опор, что в совокупности с давлением плит приводит к образованию отверстий. Явление редкое, но восстановлению не подлежит.

Строительная конструкция под воздействием вертикальных или горизонтальных трещин в балках разрушается. Выделяют несколько причин такой проблемы. Первая – усадочное напряжение, вызванное недостаточно сильным защитным слоем. Плохое качество материала, нарушение температурного режима при термообработке – причины проблем с балкой.

Усадочная щель небольшая, но через нее проходит воздух, газы, вызывающие коррозию металла. Ржавчина – большая проблема усадочных дефектов, она распирает бетон, расширяя отверстия. Вторая причина – коррозия, вызвана не под влиянием пара. Возникает под воздействием химических соединений, входящих в состав бетона. Степень опасности зависит от степени развития коррозии. Третья причина – раскол балки. Особенно опасно нахождение раскола на конце конструкции, снижается опорная функция элементов.

Повреждения балок – прямая угроза прочности конструкции.

При оголении арматурного каркаса

Если разрушение бетона произошло на глубину залегания арматуры, ремонт нужно выполнять безотлагательно. Дальнейшее ослабление массы может привести к тому, что армирующие прутья согнутся и конструкция необратимо потеряет свои свойства.

В первую очередь необходимо выполнить разделку бетона вглубь залегания арматуры и убедиться, что коррозия не тронула металл на глубине более 50–60 мм. Если повреждения более глубокие — следует оголить каркас до появления незатронутых коррозией участков. Если из-за ржавчины диаметр арматуры уменьшился более чем на 10%, каркас необходимо усилить. Для этого к существующему стержню привязывается новый, длина перехлёста с нетронутой арматурой должна быть не меньше 40 диаметров.

Также при устранении дефектов с оголением арматуры практикуется привязка к каркасу армирующей сетки. Она позволяет избежать сползания толстого слоя свежего бетона и при этом препятствует раскрытию новых трещин на проблемном участке.

Стальные элементы нужно тщательно очистить от ржавчины, высолов и прочих загрязнений. Арматуру нужно хорошо отмыть преобразователем ржавчины на бескислотной основе, а затем покрыть густым цементным молоком, используя кисть. Не дожидаясь его высыхания, повреждённый участок заполняют свежим бетоном. Процедура подготовки краёв и поверхности больших выколов была описана выше.

Строительно-техническая экспертиза дефектов

Необходимо понимать, что даже незначительные на первый взгляд дефекты, своевременно не устраненные, могут прогрессировать и в конечном счете служить причиной полного разрушения конструкций. Это, например, глубокие раковины и пустоты в железобетонных конструкциях; прогибы настилов; развитие трещин в конструкциях; длительное увлажнение металлических и деревянных конструкций, скрытых для осмотра; коррозия металла; смещение арматуры в железобетонных конструкциях; недостатки в опираниях элементов; просадка и вымывание грунта из-под фундаментов.

Ниже представлены фотографии наиболее распространенных дефектов


Нарушение толщины защитного
слоя арматуры, оголение
рабочей арматуры
Трещины в железобетонной
стене
Инородные включения в теле
бетона

Трещины в бетоне (стен, плит перекрытия, фундаменте) и других строительных конструкциях и материалах являются одним из самых распространных дефектов. Происхождение трещин может быть самым разным, например: ошибки при проектировании, нарушение технологии производства работ, неравномерные усадки, нарушение эксплуатационного режима и т. д.

Самой опасной причиной образования трещин является недосточная несущая способность конструкции стены, плиты перекрытия, фундамента и других элементов здания. В случае появления трещины в бетонных, железобетонных и каменных конструкциях, необходимо произвести инструментальные исследования (приборами неразрушаещего контроля) с целью определения параметров раскрытия трещин и физико-механических свойств материалов. На основании зарегистрированных показателей измерения, нашими специалистами выполняется поверочный расчёт, по результатам которого можно сделать вывод о несущей способности элементов и дать рекомендации по их ремонту.

Читать еще:  Вазоны бетонные для цветов уличные

Железобетон — качественные характеристики

Железобетон обладает целым рядом положительных характеристик , что позволяет быстро и
с минимальными финансовыми затратами возводить дома разной степени сложности.
Например,

Долговечность. Возведенные здания с ж/б конструкциями имеют длительный срок
эксплуатации.

Низкая стоимость. По сравнению со стальными железобетонные конструкции намного
дешевле.

Пожаростойкость (по сравнению со сталью). Железобетонные конструкции могут
выдерживать высокую температуру при пожаре достаточно долгое время. Изделия при этом
сохраняют свою форму, не разрушаются и не трескаются.

Технологичность. Данная характеристика позволяет получать при бетонировании любую
форму конструкции.

Химическая и биологическая стойкость.

Водонепроницаемость.

Морозостойкость. Железобетон при насыщении влагой может выдерживать перепады
температур без потери качественных характеристик.

Высокая сопротивляемость статическим и динамическим нагрузкам.

К недостаткам железобетонных конструкций относятся:

Невысокая прочность при большой массе — прочность бетона при сжатии в среднем в 10
раз меньше прочности стали. В больших конструкциях железобетон «несёт» больше своей
массы, чем полезной нагрузки.

Специалисты подразделяют железобетон на сборный и монолитный. Сборными считаются
железобетонные конструкции, изготавливаемые в заводских условиях, и затем монтируемые
в готовые сооружения. Термин “монолитный железобетон” означает, что бетонирование
происходит непосредственно на строительной площадке.

Сборно-монолитные железобетон сочетает в себе характеристики как сборных, так и
монолитных ж/б конструкций.

Армирование железобетонных конструкций

Бетон, несмотря на высокие прочностные характеристики, плохо реагирует на нагрузки,
вызывающие его растяжение. Бетонное армирование устраняет эти недостатки. Цель
армирования — усиление несущей способности ж/б конструкции путем внедрения другого
материала. Как правило, для этих целей применяется стальная или композитная арматура.

В результате комбинации арматуры с бетоном получается изделие, полностью
удовлетворяющее требованиям строительных норм по величине предполагаемых нагрузок.

Армирование позволяет создавать железобетонные сооружения практически на века.
Применение арматуры используется при изготовлении различных конструкций (керамика,
стекло, пластмасса), в том числе и железобетонных.

Помимо увеличения прочности, армирование приводит к значительному сокращению затрат
на бетон. Кроме того, использование арматуры позволяет значительно повысить стойкость
к образованию трещин, жёсткость и долговечность конструкций.

Каждый строительный объект предназначен для выполнения конкретной задачи. Поэтому
необходимость в армировании (в усилении объекта) в каждом случае определяется
индивидуально. Вопросы целесообразности, способа и мест расположения элементов
армирования решаются еще на стадии проектирования.

Проектирование железобетонных конструкций

При проектировании бетонных и железобетонных конструкций необходимо соблюдать целый
свод правил и требований. Выбор типа ж/б конструкций (монолитных, сборных или
сборно-монолитных) производится исходя из технико-экономического сопоставления
вариантов.

При этом учитываются такие параметры, как оптимальное использование трудовых ресурсов
и материалов, факторы энергосбережения и снижения стоимости строительства.

Монтаж железобетонных конструкций

Монтаж железобетонных конструкций осуществляется в соответствии с нормами и правилами
СНиП, в которых прописаны техусловия изготовления арматуры, типы и конструктивные
исполнения сварных соединений, методы сооружения несущих конструкций и т.д.

Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций включает в себя следующие этапы:

  • промежуточное складирование и перемещение изделий
  • монтаж железобетонной продукции из сборных элементов
  • подготовка бетонных смесей
  • армирование в монолитных конструкциях
  • заливка бетона и контроль набора прочности

Каждый из этапов прописан в СНиП с учетом качества и безопасности работ.

Качественный монтаж ж/б конструкций обеспечивает нормативную прочность строительных
сооружений.

Ремонт и восстановление ж/б конструкций

Несмотря на прочность бетона, встречаются ситуации, когда ж/б конструкции требуют
восстановления и ремонта. Повреждения ж/б конструкций могут быть вызваны
разными причинами:

  • Физико-механические качества железобетона, напрямую зависящие от бетона и класса
    арматуры.
  • Вид воздействия — силовое, агрессивные среды, температурно-влажностный режим
    окружающей среды.
  • Способ, вид и направление силового нагружения (статическое, динамическое,
    сосредоточенное или распределенное).
  • Соответствие фактических нагрузок и воздействий расчетным.
  • Тип сооружения (сборное, сборно-монолитное, монолитное).
  • Нарушение технологии при производстве, транспортировке, складировании и монтаже
    железобетонных конструкций.
  • Возможные ошибки при проектировании.
  • Повреждения механического характера.
  • Форс-мажорные ситуации и аварии техногенного и природного характера.

В случае обнаружения дефектов, прежде всего их нужно правильно классифицировать в
соответствии с нормативными документами. Первый шаг на пути к ремонту — это
визуальный осмотр, во время которого нужно обратить внимание на следующее: дефекты
железобетонных конструкций могут носить как общий характер, присущий всем ж/б
конструкциям, так и специфический, относящийся к определенным типам зданий и
сооружений.

Ниже приведены наиболее часто встречающиеся дефекты железобетонных конструкций:

  • Волосяные трещины, не имеющие четкого направления. Среди наиболее вероятных причин —
    усадка в результате неправильного температурно-влажностного режима обработки, либо
    “неправильный” состав бетонной смеси. Данный дефект подлежит ремонту.
  • Изменение цвета бетона. Например, если на бетоне появился слегка розоватый оттенок,
    это может быть признаком того, что поверхность бетона начала изнашиваться.
    Красноватый или желто-коричневый цвет является признаком того, что сооружение
    эксплуатировать запрещается.
  • Выступ арматуры. Если этот выступ не превышает в длину 40 см, то этот дефект
    устраняется с помощью обычного ремонта.
  • Незначительные трещины до 1 мм подлежат ремонту без прерывания эксплуатации
    конструкции.
  • Трещины вдоль арматурных стержней с шириной раскрытия до 3 мм. Как правило,
    происходит в результате коррозии арматуры. Ремонт состоит в усилении арматуры и
    восстановлении защитного слоя.
  • Отслоение слоев на поверхности. Если площадь такого отслоения не превышает 50 кв.см.,
    а глубина дефекта не больше 5 см, то данный дефект подлежит ремонту.
  • Повреждения арматуры и закладных деталей. Происходит в результате механических
    воздействий и коррозии арматуры. Такие дефекты приводят к снижению несущей
    способности. Ремонт заключается в усилении по расчету.
  • Выпучивание сжатой арматуры, продольные трещины в сжатой зоне. Данный дефект говорит
    о перегрузке конструкции и свидетельствует об аварийном состоянии. Ремонт — разгрузка
    и усиление по расчету.
  • Трещины, выбоины, раскалывание фундаментов под оборудованием. Данный дефект, скорее
    всего вызван вибрацией и снижением прочности бетона. Состояние такой ж/б конструкции
    считается предаварийным. В качестве необходимых мер — устранение вибрации и усиление
    фундамента.

О способах усиления ж/б конструкций подробно написано здесь.

Заключение

Сегодня в строительстве используются все виды железобетонных конструкций. Главный
принцип, влияющий на долговечность и безопасность любого сооружения — соблюдение всех
правил и норм в строительстве. На видео ниже схематически обозначены все этапы
строительства любого современного здания и применение ж/б конструкций.

В заключение хочется сказать, что наши специалисты выполняют работы по монтажу,
ремонту и усилению железобетонных конструкций. Наша компания гарантирует качество
всех выполняемых нами работ. Мы всегда находим технические решения, оптимально
подходящие для каждой поставленной задачи. Остались вопросы? Звоните.

Основные виды дефектов

Из основных видов дефектов отметим следующие явления, связанные с технологическими факторами:

  • наплывы возникают из-за недостаточной подгонки опалубки, проливов или неквалифицированной укладки бетона;
  • выступы на поверхности образуются при использовании неправильной установленной или недостаточно жесткой опалубки;
  • полости в объеме бетона формируются при зависании смеси на опалубке или арматуре, на месте технологических швов или при преждевременном схватывании уложенных ранее слоев;
  • раковины появляются из-за скопления воздуха или воды у поверхности конструкции, при недостатке раствора, плохом уплотнении смеси или ее повышенной жесткости;
  • усадочные трещины возникают при недостаточном уходе за свежеуложенным бетоном;
  • конструктивные и технологические трещины проявляются из-за повреждения ЖБК в результате транспортировки, монтажа, защемления и воздействия эксплуатационных нагрузок.

Рисунок 5. Дефект бетонной конструкции

Предисловие к русскому изданию

Книга посвящена рассмотрению и анализу дефектов железобетонных конструкций зданий и сооружений. В ней описаны различные дефекты, определены причины появления и влияния их на несущую способность и долговечность сооружений из железобетона.

Давая определение понятию «дефект», автор поясняет, что это явление, которое приводит к снижению несущей способности и долговечности конструкции ниже допустимых значений. Причинами дефекта могут быть неудачное конструктивное решение, нарушения технологии изготовления, неучтенные технологические или климатические факторы. Во всех случаях дефект конструкции определяет ее несущую способность, долговечность и эксплуатационные качества.

Читать еще:  Полистиролбетон своими руками пропорции

Особенность книги состоит в том, что последовательно рассмотрены различные дефекты железобетонных конструкций, приводятся рекомендации по устранению вызывающих их причин, главной из которых автор считает агрессивное воздействие окружающей среды. Недостаточно полный учет воздействий окружающей среды приводит в ряде случаев к неприятным последствиям.

Важное место в книге занимают вопросы усиления и ремонта железобетонных конструкций. Они рассмотрены достаточно широко и исходят не только из условия обеспечения необходимой несущей способности, но и достаточной долговечности сооружений из железобетона, с учетом изменившихся условий эксплуатации и климатических факторов.

Заслуживает внимания мнение о возможном снижении процента армирования железобетона. Оно основано на том, что в большинстве случаев причиной выхода из строя железобетонных конструкций является разрушение арматуры в результате коррозии. Уменьшение содержания арматуры, по мнению автора, создает лучшие условия для обеспечения ее коррозионной защиты.

В книге собран и систематизирован обширный фактический материал, освещены специфические вопросы проектирования, строительства и эксплуатации сооружений из железобетона. К сожалению, подавляющее большинство рассмотренных примеров относится к монолитному железобетону, что характерно для строительной практики ФРГ. Дефекты материала возникают в результате различных нарушений при производстве строительных работ.

В целом книга весьма полезна для широкого круга специалистов, занимающихся проектированием, возведением, эксплуатацией, а также ремонтом и усилением железобетонных конструкций зданий и сооружений.

Канд. техн. наук В. Б. Семенов

Эксплуатационные повреждения

Просадки, пыление и другие неисправности

Трещины на проседающей стяжке

В отдельную группу специалисты выделяют так называемые эксплуатационные дефекты . К ним относят следующие:

· Различие во влажности верхнего и нижнего слоя цемента.

· Попаданием воды на поверхность при затирке.

· Недостаточно качественной очисткой гравия от пылевидной фракции.

Все вышеперечисленные недостатки возникают либо вследствие нарушения технологии, либо при неправильной эксплуатации бетонной конструкции. Впрочем, устранять их несколько сложнее, чем механические дефекты.

Советы по обустройству и восстановлению

Как и в предыдущем случае, основной рекомендацией будет строгое соблюдение технологии обустройства бетонной конструкции:

  • Во-первых, раствор нужно заливать и обрабатывать по всем правилам, не допуская его расслоения и шелушения при высушивании.
  • Во-вторых, не менее качественно нужно готовить и основание. Чем плотнее мы утрамбуем грунт под бетонной конструкцией, тем меньше будет вероятность ее просадки, деформации и растрескивания.
  • Чтобы залитый бетон не растрескивался, по периметру помещения обычно монтируется демпферная лента, компенсирующая деформации. С этой же целью на стяжках большой площади обустраиваются швы с полимерным заполнением.
  • Также избежать появления поверхностных повреждений можно путем нанесения на поверхность материала укрепляющих пропиток на полимерной основе или «железнения» бетона текучим раствором.

Поверхность, обработанная защитным составом

Экспертиза: какие трещины допустимы и недопустимы в железобетонных элементах?

При приемке конструкций на стройплощадке важно своевременно оценить их техническое состояние по внешним признакам и при необходимости выставить свои обоснованные претензии заводу-изготовителю, поставщику конструкций, подрядчику. Рассмотрим более подробно вопрос о допустимости трещин в железобетонных элементах.

Какие трещины в железобетонных элементах не являются опасными?

Каждое появление трещины в железобетонном элементе свидетельствует о том, что произошла разрядка накопившихся напряжений в данной области конструкции. Причиной возникновения трещин являются внутренние растягивающие напряжения, которые могут возникать из-за внутренних процессов в элементе и от внешних нагрузок на конструкцию.

Ширина трещины в железобетонном элементе

Ширина раскрытия трещины

Согласно ДБН В.2.6-98:2009 «Бетонные и железобетонные конструкции» для разных железобетонных элементов и конструкций предъявляются свои требования относительно трещинообразования – и для одних конструкций определенные трещины приемлемы, а для других – категорически не допускается.

В таблице 1 приведены виды трещин, причины их возникновения, которые не являются опасными

Вид трещинВероятные причины появления трещинХарактер трещинРазмер трещин
УсадочныеНеправильно подобранный состав бетона (большой расход цемента — более 600…700 кг/м 3 ), нарушен процесс твердения, неправильный уход при твердении бетона, неправильное армированиеСтабилизированные, нестабилизированныеВолосяные, до 0,1 мм
ТехнологическиеРасслаивание бетонной смеси при укладке, вибрации и уплотнении; температурные деформации форм, нарушена режим прогрева бетона, неправильное натяжение арматуры в преднапряженных элементах и т.д.Стабилизированные, односторонние, сквозныеМелкие,до 0,3 мм
ДеформационныеПри складировании и транспортировке, монтаже и эксплуатацииСтабилизированные, сквозные и односторонниеМелкие,до 0,3 мм

Также при исследовании целого ряда нормативных документов были собраны следующие данные по допуску эксплуатации железобетонных элементов и конструкций при наличии некоторых трещин.

В зависимости от условий эксплуатации предельно-допустимая ширина раскрытия трещин составляет (п. 2.2.2.3 ДБН В.2.6-98:2009):

  • не более 0,5 мм – для конструкций, эксплуатируемых в условиях, защищенных от климатических воздействий (вода, влага, отрицательная температура и т.д.);
  • не более 0,4 мм – для конструкций подвергающиеся климатическому влиянию;
  • не более 0,3 мм – для конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах;
  • не более 0,2 мм – для конструкций с арматурой с пониженной коррозионной стойкостью.

В соответствии с пунктами 4.5.3, 5.4.3 ДСТУ Б В.2.6-2-95 «Конструкции зданий и сооружений. Изделия бетонные и железобетонные» при изготовлении предварительно напряженных конструкций допускаются поперечные трещины от обжатия бетона при преднапряжении, а также усадочные и другие поверхностные технологичные трещины (кроме трещин, которые проходят вдоль стержней рабочей арматуры) шириной раскрытия не более:

  • 0,1 мм в предварительно напряженных изделиях, в элементах колон и стоек, а также в изделиях из тяжелого бетона, к которым предъявляются требования по морозостойкости;
  • 0,2 мм в других случаях.

Считаются неопасными горизонтальные трещины в железобетонных колоннах с небольшим раскрытием.

Следует помнить, что даже выше перечисленные трещины, которые считаются допустимые, необходимо заделывать (зачеканивать), потому что практически любая трещина позволяет агрессивным средам проникать вглубь бетона, и со временем, приводить к разрушению бетона и коррозии арматуры.

В каких конструкциях образования трещин не допускается?

  1. железобетонные конструкции, которые находятся под давлением жидкостей и газов, т.е. те, которые должны обеспечивать непроницаемость и герметичность;
  2. конструкции с повышенными сроками долговечности;
  3. конструкции, подвергающиеся сильным агрессивным воздействиям внешней среды (в условиях эксплуатации железобетонной конструкции в жилище среда считается неагрессивной).

Правила обследования трещин

При затруднении в определении допустимости данных трещин, необходимо выполнить целый ряд мероприятий для определения характера появления.

Прежде всего, необходимо определить положение, форму, направление, длину, ширину и глубину раскрытия трещин. Ширину раскрытия трещин определяют с помощью микроскопов МПБ-2, МИР-2, лупой Бринелля или другими приборами, у которых точность измерения не ниже 0,1 мм.

Глубина трещин определяется с помощью игл, проволочных щупов или с помощью ультразвуковых приборов, например бетон-3М, УКБ-1М, УК-10П и др.

Далее необходимо определить развивается или нет трещина. Для этого, используют гипсовые или цементно-песчаные маяки, которые устанавливаются в местах максимального раскрытия трещин. Если трещина дальше развивается, на маяке образовываются продольные трещины. Конец трещины фиксируют поперечными штрихами и отметкой даты измерения. Расположение трещин наносят на чертежи общего вида, где обязательно отмечают номер и дату установки маяков. Периодически трещины и поставленные маяки осматриваются, и результаты осмотра заносятся в акт обследования конструкции. По результатам осмотра судят об опасности, точной причине возникновении трещины.

Приборы для измерения раскрытия трещин: а) отсчетный микроскоп МПБ-2 и лупа Бринелля

Приборы для измерения раскрытия трещин: б) измерение ширины раскрытия трещины лупой; в) – щуп: 1 — трещина; 2 – деление шкалы лупы

В спорных ситуациях, при обнаружении трещин в железобетонных элементах следует обращаться к экспертам по строительным конструкциям с целью оценки технического состояния конструкций и составления экспертного заключения, в котором должны отражаться: причины, характер и допустимость выявленных трещин.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector