Mebelgeometry.ru

Мебельная геометрия
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство дорожного полотна автомобильных дорог

Устройство грунтовой дороги

Устройство грунтовой дороги. В рамках статьи мы рассмотрим вариант строительства новой грунтовой просёлочной дороги и поговорим о способах приведения в порядок уже существующей, но пришедшей в негодность. При этом, рассматривать будем только бюджетные варианты строительства дороги, которые могут позволить получить качественную «грунтовку». Разумеется, строительство дорог удовольствие не из дешёвых, поэтому термин «бюджетный вариант» довольно условный.

В качестве примера мы будем рассматривать две реальные дороги до моего участка. В первом случае это будет уже проложенная трасса длиной в 1400 метров. Трасса, это потому что дорогой её называть у меня язык не поворачивается. Проходит она по целине и только по отрезку в 300 метров можно ездить круглогодично без проблем. Остальные 1100 метров проходят по глине и после хорошего дождя проблема проехать даже на внедорожнике. Во втором случае нужно строить дорогу «с нуля», но её протяжённость составит всего 550 метров.

Что касается восстановления старой разбитой просёлочной дороги, то её нужно делать по той же схеме, что и новую. Расходы на неё будут огромными. Единственным плюсом является то, что ремонт можно делать поэтапно. Сначала привести в порядок самые проблемные отрезки пути, и со временем довести до ума остальные. В моём случае дешевле построить новую, длиной 550 метров. Ремонтировать её в будущем будет значительно дешевле, чем уже существующую, длиной 1400 метров.

Для начала немного теории.

Дорожная обочина — элемент автомобильной дороги, непосредственно примыкающий к проезжей части на одном уровне с ней (отличающийся типом покрытия и/или выделенный с помощью дорожной разметки), предназначенный для защиты асфальтированной кромки проезжей части от разрушения, сохранения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, а также организации движения пешеходов.

Ширина, прочность, ровность и сцепные свойства дорожной обочины относятся к группе основных параметров и характеристик, определяющих транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги. Именно поэтому устройство обочин предусмотрено на дорогах всех категорий. Согласно «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги» ширина дорожных обочин должна составлять:

  • 3,75 м — для автомобильных дорог категории I-a, I-б и II;
  • 2,50 м — для автомобильных дорог III категории;
  • 2,00 м — для автомобильных дорог IV категории;
  • 1,75 м — для автомобильных дорог V категории.

На особо сложных участках горной местности или на ценных продуктивных землях, а также участках с переходно-скоростными полосами или с дополнительными полосами на подъём допускается уменьшать ширину обочины до 1,5 м для дорог I и II категорий и до 1 м для дорог других категорий.

Элементы дорожной обочины

Дорожная обочина состоит из трёх элементов, каждый из которых имеет своё назначение:

  • Краевая укрепительная полоса — часть дорожной обочины, предназначенная для защиты от разрушения асфальтированной кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на неё транспортных средств. Краевая полоса должна иметь такую же прочность, что и проезжая часть, поэтому устраивается, как правило, совместно с проезжей частью в процессе строительства или реконструкции дороги.
  • Остановочная полоса — укреплённая часть обочины, предназначенная для вынужденной остановки транспорта. Остановочная полоса может устраиваться путём асфальтирования из асфальтобетонных, битумоминеральных и асфальтогранулобетонных смесей, а также путём укладки и уплотнения асфальтовой крошки, необработанных битумом минеральных материалов (щебня, гравия, щебёночно-гравийных смесей) и других материалов (шлаков, отходов камнедробильного производства). Покрытие остановочной полосы должно отличаться от покрытия проезжей части по цвету и внешнему виду или отделяться от него дорожной разметкой.
  • Прибровочная полоса — грунтовая (неукреплённая) часть обочины шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных средств), не имеющая дорожной одежды и служащая переходной зоной от обочины к откосу.

Устройство дорожной обочины осуществляется вслед за устройством дорожной одежды. Процесс устройства обочин включает устранение деформации земляного полотна по всей пощади обочины, досыпку грунта до установленного проектом уровня, планировку и уплотнение грунта.

Технология укрепления обочин (устройства остановочной полосы) из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, чёрного щебня и других материалов аналогична технологии устройства дорожных оснований и покрытий из соответствующих материалов.

Назначение дорожной обочины

Дорожная обочина выполняет несколько функций наиболее важными из которых являются:

  • Обеспечение устойчивости земляного полотна. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях путём укрепления обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняя проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
  • Предохранение асфальтированных краёв дорожной одежды от разрушения.
  • Повышение удобства и безопасности дорожного движения. Ширина дорожной обочины и её качество (прочность, ровность, отсутствие дефектов) являются одними из важнейших факторов влияющих на общий коэффициент аварийности на дорогах. В этом аспекте обочина может использоваться для следующих целей:
    • вынужденная остановка автомобиля в случае неисправности без помех для движущегося транспорта;
    • разъезд с встречным транспортным средством на узкой дороге;
    • разворот транспортного средства при отсутствии запрещающей данный маневр дорожной разметки;
    • устройство шумовых полос предупреждающих водителя о выезде с проезжей части;
    • размещение барьерных ограждений и других средств обеспечения безопасности дорожного движения;
    • организация временного движения транспорта при проведении на проезжей части ремонтных работ;
    • размещение дорожно-строительных материалов и дорожно-строительной техники при ремонте дороги.
  • Организация движения пешеходов. Дорожная обочина может использоваться для организации движения пешеходов при отсутствии рядом с проезжей частью тротуаров. По правилам дорожного движения по обочине нужно обязательно идти навстречу движению автомобилей, чтобы пешеход видел проезжающий транспорт и мог вовремя среагировать на дорожную ситуацию.

Основные требования к эксплуатационному состоянию обочин

Основные требования к эксплуатационному состоянию дорожных обочин закреплены в «ДСТУ 3587-97 Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию». К наиболее важными из этих требований относятся следующие:

  • Обочина не должна иметь деформаций и повреждений в виде проломов, просадок, выбоин и иных повреждений или дефектов. До устранения дефектов обочин, должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения.
  • В зимний период должна осуществляться очистка обочин от снега. Очистку обочин осуществляют в течение 24 часов с момента окончания снегопада. Если на обочинах накопились значительные отложения снега, который не могут быть быстро удалены, в этих отложениях через каждые 30…50 метров по длине дороги устраивают поперечные прорези шириной 0,5…0,7 метров на всю ширину обочины глубиной до её поверхности. Это необходимо для того, чтобы исключить накопление воды на проезжей части, образовавшейся от таяния снега, и обеспечить её быстрый сток с поверхности дороги.
  • В летний период меры по содержанию дорожной обочины включают: очистку от мусора и посторонних предметов, скашивание сорной травы и вырубки кустарников. Для борьбы с сорняками на обочине помимо скашивания может также применяться обработка химическими веществами — гербицидами (применение гербицидов следует согласовывать с местными сельскохозяйственными землепользователями).
  • Размещение зелёных насаждений на обочинах не допускается. Травы, применяемые для укрепления обочин, должны скашиваться не реже одного раза в месяц в период весна–осень.
  • Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих неукрепленных обочинах, особенно в населенных пунктах и у автобусных остановок, должны проводиться работы по обеспыливанию.
  • Сооружения торгово-бытового назначения и рекламоносители должны размещаться за пределами обочины на расстоянии не менее 2 метров от неё.
  • Не допускается возвышение обочины и краевой полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра. Обочина и краевая полоса, не отделенная от проезжей части бордюром, также не должна быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
  • Поперечный уклон обочин должен обеспечивать сток поверхностных вод.

Этапы строительства автомобильной дороги

Качественно сделанная автодорога должна соответствовать необходимым стандартам, так как это является залогом безопасности и комфорта не только водителей, но и пешеходов. Первым этапом любого строительства или реконструкции является проектирование, после чего разрабатывается план постройки дороги. Последующие работы можно разделить на такие этапы:

  • топографическая съемка и разбивка участка. Специалисты подрядной организации проводят геодезические работы на местности, делают замер территории и анализ рельефа, определяют глубину грунтовых вод и тип грунта;
  • подготовительные работы. На этом этапе осуществляется расчистка местности, перенос коммуникаций, а также устраняются всевозможные преграды, которые могут стать помехой при строительстве дороги;
  • составление сметы затрат и закупка необходимых стройматериалов;
  • земляные работы. Для качественного строительства автодороги в первую очередь происходит устранение рельефа территории, разравнивание грунта, при необходимости — создание углублений, или же, наоборот, возведение насыпей. Для этого применяют специализированную технику;
  • монтаж водоотвода. При строительстве новой дороги обязательным этапом является устройство водоотвода, который обеспечит безопасное устранение воды с автодорожного покрытия на достаточное расстояние;
  • укладка «подушки». Правильно уложенное основание является залогом успешного конечного результата строительства дороги. «Подушка» служит амортизационным слоем и сглаживает механическое воздействие на дорожное покрытие. Для создания основания используют песчано‑гравийную смесь, или же песок и гравий по отдельности. Материалы укладываются слоями, после чего тщательно разравниваются и утрамбовываются при помощи спецтехники;
  • укладка финишного слоя и разметка дороги. Использование современных инновационных технологий обеспечивает высокое качество дорожного покрытия. После укладки полотна автодорогу подготавливают к открытию движения — на ее поверхность наносят разметку, устанавливают знаки и прочее.
Читать еще:  Лестница из металлического уголка своими руками

При необходимости до начала выполнения запланированных дорожных работ происходит строительство временной объездной дороги. Ее сооружают в виде насыпи той высоты, которая указана в рабочем проекте. После завершения строительства объезд демонтируют.

Финишное покрытие — залог долговечности и надежности дороги

Верхний слой дороги подвержен наибольшему износу, так как на него ежедневно оказывается давление большой массой проезжающих автомобилей. Поэтому от того, насколько профессионально проведены строительные работы и какие материалы при этом использовались, напрямую зависит надежность и долговечность автомобильной дороги. Существует следующие распространенные виды дорожных покрытий:

  • асфальтобетон. Такой вид укладки в строительстве еще называют «дорожным пирогом» (из‑за его многослойности). Послойное распределение щебня, песка, каменной муки и расплавленного асфальта дают возможность поверхности выдерживать большие транспортные нагрузки. Количество слоев зависит от многих факторов (например, от степени загруженности дороги). Добавление в смесь такого материала, как щебень, наделяет покрытие высокой износостойкостью и водонепроницаемостью. Благодаря шероховатой структуре щебня обеспечивается необходимое трение между дорогой и шиной, что не дает автомобилю буксировать;
  • литой асфальт. Представляет собой вязкотекучую смесь, которая готовится под воздействием высокого температурного режима из тех же материалов, что и асфальтобетонное покрытие. На стройплощадку ее доставляют в специальных контейнерах, которые способны сохранить ее температуру, поскольку именно горячую смесь выливают на место будущей дороги. Такой асфальт способен выдержать большие транспортные нагрузки, обладает высокой износостойкостью, противостоит коррозии от воздействия шин с шипами и реагентов, которые препятствуют скольжению в зимний период.

Спецтехника, используемая при строительстве автомобильной дороги

Для укладывания асфальта используют специализированную технику, которая способствует оптимизации рабочих процессов, экономии времени и трудозатрат. Применение современных технологий на стройплощадке в принципе невозможно без спецоборудования. Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства асфальтовых дорог, оказывает большое влияние на конечный результат проделанной работы. Чтобы качественно и в срок выполнить поставленные задачи, обычно используют стандартный набор спецмашин, а именно:

  • экскаватор. При строительстве дороги его применяют для транспортировки сыпучих материалов (щебня, песка и прочих) и перемещения грунта;
  • бульдозер. Спецтранспорт используют для расчистки поверхности и ее планировки, перевозки и резания грунта;
  • грейдер. Назначение агрегата в дорожном строительстве заключается в планировке основания и устройстве земляного полотна при строительстве дороги;
  • асфальтоукладчик. Его основными функциями являются распределение и утрамбовка асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному дорожному полотну;
  • каток. Спецмашину используют для уплотнения и утрамбовки асфальта;
  • бетоносмесители. Применяют для изготовления бетонных смесей.

Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства дорог, является достаточно дорогостоящей, поэтому многим предприятиям и организациям выгоднее воспользоваться услугой аренды. Это поможет арендатору избежать расходов, связанных не только с приобретением, обслуживанием и ремонтом собственных спецмашин, но и с простоем оборудования, после окончания строительства дороги, а также с выплатой зарплаты дополнительному обслуживающему персоналу.

Постоянно расширяющаяся сеть автодорожных магистралей требует внедрения инновационных технологий и разработок, которые связаны с дорожным строительством. Использование качественных материалов, современной спецтехники позволяет не только существенно снизить стоимость работ, но и построить действительно надежные и безопасные автотрассы. Среди многих компаний, занимающихся строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, ООО «Лидинг» сумела накопить многолетний опыт по использованию передовых европейских технологий, чтобы воплотить их в процессе работы.

Виды дорожной одежды.

Дорожную одежду разной долговечности на разную допустимую нагрузку можно получить, комбинируя различные дорожно-строительные материалы. Самое важное для долговечности хорошей дорожной одежды – дренаж и уплотнение ее нижних слоев. Вода в дорожной постели способствует оседанию и боковому сползанию, а также может вызывать вспучивание из-за замерзания или расширения некоторых видов глин. Инженер-дорожник знает, какие материалы легче дренируются и какая система дренажей экономичнее. Иногда при дорожном строительстве приходится на значительную глубину вынимать природный грунт и заменять его гранулированным материалом заводского приготовления. Все взрыхленные и внесенные дорожно-строительные материалы должны уплотняться тонкими слоями. Для этого применяются тяжелые стальные катки с небольшими зубцами, передвигаемые тракторами. Существуют также виброкатки. Особенно тщательного уплотнения требуют береговые устои мостов и места подземных переходов коммуникаций.

Плюсы и минусы дорог из бетона

Одним из главным плюсов выполненных из бетона автодорог является их прочность и долговечность. Если асфальтобетонные дороги служат всего порядка 10 лет при условии ежегодного ремонта, бетонные выдерживают 40–50 лет эксплуатации. Но это не единственное преимущество бетонного дорожного покрытия; есть и другие:

  1. не требуется частый ремонт;
  2. экстремальные погодные условия (проливные дожди, морозы, жара, перепады температур) не оказывают негативного воздействия;
  3. покрытие не размягчается от жары;
  4. дорога выдерживает высокие нагрузки, а значит, грузопоток может быть выше (если в России грузовик может перевозить 11 тонн, в странах Евросоюза аналогичный грузовик может везти до 38 тонн, то есть, на грузоперевозках по бетонным дорогам экономится топливо);
  5. транспорт расходует при движении по бетонной дороге меньше топлива (экономия может достигать 20%), это происходит из-за того, что бетонная дорога от нагрузок не деформируется;
  6. экономия топлива благоприятно сказывается на экологии;
  7. отсутствие нефтепродуктов в составе бетона, а значит, экономия невосполняемых природных ресурсов.

Подводя итоги, можно сказать, что бетонные дороги прочны, долговечны, устойчивы к неблагоприятным факторам, универсальны и экологичны.

Есть ли у них недостатки? Да, есть:

  1. Основной недостаток — это высокая стоимость таких дорог. Поэтому экономия материалов здесь очень актуальна. Однако сейчас, с развитием цементной промышленности и новых технологий, стоимость бетонных дорог в России становится более приемлемой. Кроме того, в перспективе бетонные дороги, благодаря своей долговечности, более экономичны.
  2. Длительный процесс строительства таких дорог. Бетону требуется, как минимум, неделя на отвердевание, в отличие от асфальта, которым можно пользоваться уже через 8 часов.
  3. Жесткость покрытия, из-за чего оно может трескаться под влиянием нагрузок. Чтобы этого избежать, нарезают деформационные швы.
  4. Сложный ремонт. Однако он бывает нужен не так уж часто, если покрытие изначально выполнено качественно и с соблюдением всех норм.

Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!

Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.

Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.

Наша компания ООО «Вектор» предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.

Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Видео – Правильная технология укладки асфальта

Видео – Современные технологии асфальтирования

Видео – Как строят знаменитые немецкие автобаны

Особенности

Устройство дорожного полотна отсыпкой щебня – довольно сложный процесс. Здесь недостаточно будет простого засыпания уже имеющейся колеи без дополнительных производственных процессов, как, например, трамбовка. Отсыпка производится послойно. Слои имеют толщину от 20 до 40 сантиметров в зависимости от условий, в которых производятся работы. Это позволяет максимально эффективно отводить дождевую воду и распределять нагрузку в пироге дороги, продляя ее ресурс.

Читать еще:  Устройство молниезащиты на плоской кровле

При своевременном обслуживании – подсыпке щебня – она может прослужить долгое время, лишь немного уступая по качеству асфальтовому или бетонному покрытию.

Учитывая, что цены на щебень гораздо ниже, нежели на асфальт и бетон, такой вариант дорожного покрытия будет идеальным для загородного дома или дачи, где нет большого транспортного потока. Он позволяет сэкономить значительные средства и силы.

Плюсы отсыпки дороги щебнем:

доступные цены на материалы;

долговечность дорожного покрытия;

работы по отсыпке не зависят от погодных условий и могут проводиться в любое время года;

не загрязняет окружающую среду.

Строение дорожного основания

При устройстве дорожных оснований важно обеспечить наличие следующих их слоев:

  • Верхний. Для его формирования используются высокопрочные материалы. Для достижения лучших технических характеристик их могут дополнительно обрабатывать вяжущими компонентами.
  • Нижний. Для экономии ресурсов обустраивается из более дешевых материалов, которые часто не подвергаются дополнительной обработке.
  • Дополнительный. Данный слой размещается непосредственно на грунте. Его назначение – улучшение гидро-теплового режима, повышение срока службы дорожного полотна. В зависимости от назначения данный слой бывает теплоизолирующим, дренирующим, капиляропрерывающим, водонепроницаемым.

Состав дорожно-строительных работ

Состав дорожно-строительных работ

    15.09.2012

Все работы, связанные со строительством автомобильных дорог, можно разделить на три группы.
Строительно-монтажные – направлены на создание конечной продукции. При возведении земляного полотна к ним относят…

1. Подготовительные работы:

  • восстановление и закрепление трассы;
  • расчистка дорожной полосы от леса, кустарника, пней, камней и др.;
  • разбивка земляного полотна;
  • удаление растительного слоя;
  • обеспечение водоотвода.

2. Основные работы:

  • разрыхление грунта;

3. Отделочные работы:

Строительно-монтажные работы при возведении земляного полотна подразделяют на линейные и сосредоточенные. Линейными называют работы, объемы которых равномерно распределены по всей строящейся дороге и повторяются на каждом километре лишь с небольшим отклонением. Сосредоточенными называют работы, которые резко отличаются по объему, технологии выполнения от работ, выполняемых на смежных участках.

Заготовительными называют работы по заготовке дорожно-строительных материалов, приготовлению смесей, по производству плит, блоков и др. изделий. Эти работы выполняют на производственных предприятиях; они имеют некоторые преимущества в сравнении с строительно-монтажными работами, а именно:

Транспортными называют работы по перемещению грунтов, дорожно-строительных материалов.

кладские работы неразрывно связаны со всеми видами работ. Они включают прием, разгрузку, сортировку, хранение в пределах складской территории. Складские работы создают гарантию ритмичной работы строительной организации, но в то же время увеличивают накладные расходы.

Строительно-монтажные, заготовительные, транспортные и складские работы должны быть тесно связаны между собой.

Технологический процесс по устройству дорожной одежды включает:

Строители автомобильных дорог кроме земляного полотна и дорожной одежды сооружают водопропускные трубы, мосты, здания дорожно-эксплуатационной службы, производят обустройство автомобильных дорог.

Параметры карьерных дорог

В.В. Забелин, старший научный сотрудник лаборатории оптимизации открытых горных разработок;

И.В. Зырянов, д.т.н., заместитель директора по научной работе;

Ю.М. Шаповалов, ведущий инженер-технолог, Научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО)

Сырьевая база богатых месторождений алмазов Западной провинции Якутии истощается. Пришло время вовлечения в разработку беднотоварные кимберлитовые трубки с низким содержанием. Чтобы обеспечить эффективность ведения горных работ на таких трубках, необходимо обеспечить снижение себестоимости добычи полезного ископаемого.

Снижение себестоимости добычи следует искать в разработке и применении новых технологий горных работ, в расширении технических возможностей имеющегося горного оборудования, в возможностях снижения объемов добычи пустых пород, т.е. в понижении коэффициента вскрыши. Последнее имеет большое значение при разработке месторождений небольших размеров в плане и простирающихся на значительную глубину, к которым относятся кимберлитовые трубки.

Одним из направлений сокращения вскрыши является заложение транспортных берм с минимально допустимыми параметрами карьерных дорог, обеспечивающих безопасную эксплуатацию большегрузных автосамосвалов.

Параметры технологических карьерных автомобильных дорог в Российской Федерации определяются следующими нормативными документами:

1) Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых». Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. №599. Регистрация в Минюсте РФ 2 июля 2014 г., рег. №32935 [1].

2) СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт» [2].

3) Свод правил СП 37.1333.2012 «Промышленный транспорт», актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. №635/7). Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1521 [3].

Согласно этим документам ширина транспортной бермы карьерных дорог состоит из следующих элементов (см. рисунок): закюветной полки для сбора осыпей с вышележащего откоса, водоотводного сооружения, проезжей части, обочин, ограждения и полосы выветривания, отделяющей бровку земляного полотна от ограждения или призмы обрушения.

Следует заметить, что в зарубежных нормативных документах в параметрах составляющих транспортную берму нет элемента «обочина», т.к. ее функции выполняет часть ширины дороги W (проезжей части), рассчитываемая для двухполосной дороги по формуле:

где Х – габаритная ширина автосамосвала, м. Опыт освоения алмазных месторождений в условиях криолитозоны, большинство которых начинали проектироваться и разрабатываться до утверждения последних нормативных документов, показывает, что их разработка может успешно проводиться при размерах карьерных дорог меньше заложенных в СП 37.13330-2012.

Сложившаяся в нашей стране нормативная база расчета параметров карьерных дорог, за счет обязательного устройства двух обочин в ширине транспортной бермы объективно приводит к росту затрат на разработку полезного ископаемого и снижению эффективности отработки как действующих карьеров АК «АЛРОСА» (ПАО), так и новых беднотоварных месторождений с низким содержанием алмазов. Выработка дальнейшей стратегии формирования более рациональных транспортных систем кимберлитовых карьеров Якутии является задачей первостепенной важности.

В этой связи разработка нормативного документа (Национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию»), учитывающего особенности современных технологий открытой разработки карьеров и реальных условий ведения горных работ, является требованием времени. На фотографиях показаны фактические автомобильные дороги на наиболее крупных карьерах АК «АЛРОСА» (ПАО) и расположение автомобильной техники на них.

Автомобильные дороги на карьере «Комсомольский»

Рассмотрим функции, которые выполняет такой элемент дороги, как «обочина», и их необходимость в карьере.

В связи с отсутствием в вышеприведенных нормативных документах формулировки «обочина» ее функции оценим по документам для дорог общего пользования [4, 5 и 8]. Согласно СП 78.13330.2012 [4], это «Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях». По правилам дорожного движения (ПДД) [5], «Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами» (п. 1.2 ПДД).

В соответствии с ПДД п. 9.9, «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2–24.4, 24.7, 25.2 Правил), …».

Согласно пунктам ПДД, составляющим исключение, на обочине разрешается:

стоянка транспортных средств (ПДД 12.1); — движение велосипедов и мопедов при отсутствии велосипедных дорожек (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2);

— движение пешеходов при отсутствии тротуаров (ПДД 4.1);

— разворот, если его нельзя выполнить без заезда на обочину (ПДД 8.8).

Допускается движение по обочинам машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда.

По ГОСТ Р 52399-2005 [8] в обочину входит краевая полоса, имеющая такую же конструкцию дорожной одежды как и проезжая часть, «предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств». Но эта полоса, выполняя функцию защиты проезжей части, составляет только 20% от обочины.

Читать еще:  Устройство гидроизоляции подвала

Из вышеизложенных формулировок и пояснений следует, что обочина, вопервых, не предназначена для постоянного движения автомобилей, а во-вторых, выполняет функции, которых в карьере практически нет. Большинство задач, которые решает обочина, – характерны для автомобильных дорог общего пользования, – а карьерные автомобильные дороги относятся к ведомственным, т.к. предназначены для обслуживания производственных и технологических перевозок [9].

К карьерным дорогам можно отнести только следующие функции обочины: обеспечение устойчивости земляного полотна; повышение безопасности дорожного движения и использование их при чрезвычайных ситуациях. По сравнению с дорогами общего пользования, эти функции в карьерах решаются другими способами.

Устойчивость полотна со стороны нижележащего откоса обеспечивается породным валом, который примыкает к проезжей части, а со стороны вышележащего откоса – краевой полосой, которая возводится по параметрам проезжей части дороги.

Безопасность движения в карьерах обеспечивается ограничением расчетных скоростей движения автомобилей, максимальная величина которых зависит от категории дороги и составляет, например, в карьере для дорог категории I-к – 30 км/ч (табл. 7.2 СП 37.13330.2012). Для других категорий дорог она еще меньше, а в зависимости от местных условий может быть снижена до 15 км/ч. Кроме того, на технологических дорогах движение автомобилей должно выполняться без обгона (п. 733 [1]).

Самой чрезвычайной (аварийной) ситуации в карьере является поломка автомобиля, которая приводит к остановке и стоянке, как правило, на проезжей части, т.к. не всегда удается съехать на обочину, особенно при движении на подъем. В таких ситуациях автосамосвалы в течение 30 – 40 минут вывозятся из карьера при помощи специального тягача, т.к. запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные самосвалы (п. 730 [1]). При этом нет необходимости разворота вышедшего из строя автомобиля.

На дорогах общего пользования, особенно между населёнными пунктами, обеспечить такой норматив оказания технической помощи проблематично. Учитывая вышеизложенное, предлагается исключить «обочину» из конструктивных элементов, составляющих внутреннюю карьерную дорогу. Ширину карьерной автомобильной дороги (W), которая состоит только из проезжей части, предлагается определять по формуле:

W= (1,5 · L + kк)  Х, м ,

где: L – число полос движения; kк – коэффициент категории дороги.

Внутрикарьерная дорога карьера «Удачный»

Геометрические размеры ширины карьерных автомобильных дорог принимают исходя из движения по ним специализированных автотранспортных средств с наибольшими осевой нагрузкой и габаритом по ширине. Габаритную ширину (габарит) автомобиля принимают в соответствии с ГОСТ Р 41.48-2004 (пункты 2.14 и 2.15) [6]:

«п. 2.14 край габаритной ширины с каждой стороны транспортного средства: Плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства, касательная к его боковой наружной поверхности, без учёта проекций, образуемых:

п. 2.14.1 шинами вблизи от точки их соприкосновения с землей и подсоединений указателей давления в шинах;

п. 2.14.2 приспособлениями противоскольжения, которые могут быть установлены на колесах;

п. 2.14.3 зеркалами заднего вида;

п. 2.14.4 боковыми указателями поворота, контурными огнями, передними и задними габаритными огнями, стояночными огнями, светоотражающими устройствами и боковыми габаритными огнями;

п. 2.14.5 пломбами, накладываемыми таможенными органами на транспортное средство, и приспособлениями для крепления и защиты этих пломб.

п. 2.15 габаритная ширина: Расстояние между обеими вертикальными плоскостями, определенными в п. 2.14».

Коэффициент категории дороги (kк) для различных категорий и их местоположения, с учетом примечания 4 таблицы 7.9 [3], приведен в табл. 1.

С учетом вышеизложенного ширина карьерной автомобильной дороги (проезжая часть) для различных категорий и местоположения приведена в табл. 2.

Остальные размеры элементов транспортной бермы предлагается определять следующим образом.

Проезжую часть автомобильных внутрикарьерных дорог (кроме забойных) необходимо ограждать от призмы возможного обрушения предохранительными сооружениями, основные из которых:

  • ориентирующий (направляющий) породный вал;
  • удерживающий породный вал;
  • удерживающая конструкция ограждения капитального типа.

Высоту предохранительных сооружений следует принимать в соответствии с п. 726 ФНиП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» [2], т.е. высота породного вала принимается не менее радиуса колеса самого большого по грузоподъемности из эксплуатируемых в карьере автомобилей.

Минимальная высота и ширина ориентирующего (направляющего) породного вала, зависящая от диаметра шин применяемых карьерных автосамосвалов, приведена в табл. 3.

В качестве удерживающего ограждения капитального типа предлагается использовать отклоняющее анкерное железобетонное ограждение парапетного типа. Параметры конструкции этого ограждения рассчитывают по методике, приведенной в «Пособии по проектированию внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85)» Выпуск 5522 [7].

Минимальные значения высот предохранительных сооружений – принимать по табл. 7.25 СП 37.13330.2012 (табл. 4).

Параметры остальных элементов поперечного профиля транспортной бермы карьерных автомобильных дорог принимаются по табл. 5.

Вышеприведенные размеры элементов транспортных берм предлагается включить в разрабатываемый национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию».

Выводы:

1. Предлагается исключить «обочину» из элементов автомобильных дорог в карьере.

2. Ширину карьерных автомобильных дорог необходимо определять по формуле, учитывающей ширину применяемых автотранспортных средств (с наибольшим габаритом) и категорию дороги.

3. Габаритная ширина (габарит) автомобиля определяется в соответствии с ГОСТ Р 41.48-2004 (пункты 2.14 и 2.15).

4. Параметры карьерных дорог для алмазодобывающих карьеров, расположенных в криолитозоне, целесообразно включить в разрабатываемый национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию».

Дорожное покрытие – асфальт или цементобетон?

Подготовленное основание дороги обычно проливают битумной смесью. Завершающий этап – укладка финишного покрытия. Его толщина и характеристики зависят от нагрузки на дорогу. Чем качественнее покрытие, тем дольше будет служить проезжая часть.

Чаще всего для финишного покрытия используют асфальт, для дорог с интенсивной эксплуатацией и высокой нагрузкой выбирают цементобетон.

Асфальт

Технология укладки асфальтобетонного покрытия давно и хорошо отработана. Существует несколько видов асфальта:

  • холодный – для ямочного ремонта;
  • горячий – для капитального ремонта и строительства дорог;
  • литой – обладает повышенной текучестью, сам распределяется по поверхности и не требует укладки;
  • цветной – с включением красящего пигмента, применяют для велодорожек и других покрытий специализированного назначения;
  • резиновый – с добавками из резины, что повышает его долговечность и стоимость;
  • пластиковый – содержит до 20 процентов добавок из пластика, что значительно снижает его цену.

Дорога должна ремонтировать себя сама – решили нидерландские ученые и разработали асфальт с токопроводящими волокнами. Проходящий по ним ток разогревает и плавит битум, который склеивает трещины и ликвидирует другие повреждения покрытия.

Основные составляющие асфальтобетонной смеси: битум, песок, щебень (или гравий), минеральный порошок. Их соотношение и фракции подбираются в зависимости от типа дороги и интенсивности ее эксплуатации.

Цементобетон

Этот материал давно используют в дорожном строительстве на Западе, и показал он себя настолько хорошо, что начинает все активнее применяться для устройства автомагистралей и в нашей стране.

У цементобетонных дорог есть недостаток – они дороже асфальтовых. Но зато намного долговечнее, меньше подвержены разрушению, хорошо переносят повышенные температуры, устойчивы к истиранию и действию химических веществ. К тому же первого ремонта такая дорога потребует не раньше чем через 10 лет – а это значительное преимущество.

Технология строительства цементобетонной дороги тоже хорошо отработана. Смесь для укладки делают из дорожного цемента и заливают в опалубку, установленную на подготовленном основании. Для большей прочности в толщу цементобетона закладывается армирующая сетка. Одно из обязательных условий – нарезка продольных и поперечных температурных швов, которые позволят материалу дороги реагировать на температурные воздействия, не разрушаясь.

Конечно, цементобетон не вытеснит асфальт с наших дорог. Каждый материал будет использоваться в соответствии с его особенностями и требованиями к дорожному полотну. Главное и в том и в другом случае – соблюдать технологии строительства дороги и использовать качественные материалы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector